Уголовная ответственность за неуплату алиментов

К сожалению, нередки случаи безответственного отношения родителей к обязанности материально обеспечивать детей. Чаще всего это проявляется в уклонении от оплаты алиментов. Денежные средства, которые так необходимы для обеспечения нормального жизненного уровня ребенку, поступают малыми частями, с большими задержками или… вообще не поступают.

Неужели наплевательское отношение к своему родительскому долгу и безразличие к материальному положению собственных детей может оставаться безнаказанным? Если нет, то чем грозит невыплата алиментов?

Разумеется, предусмотренные семейным законодательством требования (в частности, о выплате алиментов родителями детям) должны выполняться. А невыполнение — чревато последствиями, предусмотренными нормами семейного, гражданского, административного и даже уголовного законодательства.

Условия привлечения к уголовной ответственности

Для того, чтобы привлечь неплательщика алиментов к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:

Когда наступает уголовная ответственность за неуплату алиментов?

Согласно нормам Семейного кодекса, алименты могут взыскиваться как по добровольному соглашению сторон, так и по решению суда.

Но наступление уголовной ответственности за неуплату возможно только при наличии решения суда.

Поэтому для возбуждения уголовного дела против неплательщика, следует:

1. Подать в суд иск о взыскании алиментов;
  2. Получить положительное судебное решение;
  3. Обратиться с ним в службу судебных приставов и начать исполнительное производство;
  4. При злостном уклонении плательщика алиментов от своей обязанности – поднимать вопрос о привлечении к уголовной ответственности.

Иначе говоря, необходимо доказать, что плательщик является злостным неплательщиком!

Какой срок могут дать за неуплату алиментов?

За злостное уклонение от оплаты алиментов Уголовный кодекс РФ предусматривает несколько видов ответственности:

• исправительные работы на срок до 1 года

Этот вид наказания предполагает выполнение осужденным трудовых обязанностей по месту работы, однако из заработка удерживается значительная часть — в бюджет государства. Если осужденный за уклонение от оплаты алиментов не имеет работы, он обязан самостоятельно трудоустроиться или обратиться в службу занятости, причем ему запрещено отказываться от предложенной работы или переквалификации. Увольнение с места работы возможно только с разрешения уголовно-исполнительной службы.

• обязательные работы на срок от 120 до 180 часов

Обязательные работы – это безвозмездное выполнение общественно полезного труда, например, посадка деревьев, уход за клумбами, уборка территории, мытье полов в медицинских учреждениях.

Чаще всего применяются указанные выше виды наказания, но если осужденный уклоняется от их несения, суд может применить более суровые меры наказания:

• арест на срок до 3 месяцев
  • лишение свободы на срок до 1 года.

Порядок привлечения неплательщика к уголовной ответственности

Стать инициатором привлечения к уголовной ответственности за неуплату алиментов может только судебный пристав. Однако он может сделать это и по собственной инициативе, и по заявлению получателя алиментов.

Однако прежде, чем инициировать уголовное дело, судебный пристав обязан совершить ряд действий:

• выяснить, трудоустроен ли неплательщик алиментов. Если нет – обратился ли в службу занятости;
  • собрать информацию об имущественном состоянии неплательщика;
  • наложить арест на его имущество в размере суммы долга;
  • предупредить должника о возможности уголовного наказании за неуплату алиментов;
  • обнаружить признаки злостного уклонения от оплаты алиментов, которые являются основанием для несения уголовной ответственности.

По результатам работы судебного пристава выносится постановление об уголовном преступлении, которое направляется в прокуратуру или орган внутренних дел. После проведения досудебного расследования дело передается в суд.

Как составить заявление об уголовной ответственности неплательщика?

Как говорилось выше, заинтересованное лицо – получатель алиментов – может подать заявление судебному приставу о возбуждении уголовного дела против злостного неплательщика.

Это заявление составляется в произвольной форме (образец заявления можно скачать тут).

Если судебный пристав не реагирует должным образом на полученное заявление, можно пожаловаться вышестоящему судебному приставу или обратиться с таким же заявлением в прокуратуру.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars Оценок 1