Сроки раздела имущества супругов после развода

Делить все то, что было нажито во время семейной жизни, муж и жена могут в любое время – еще в браке или во время бракоразводного процесса.

В статье «Раздел имущества при разводе» мы упоминали о том, что раздел может быть как добровольный (супруги сами определяют, кому какое имущество достанется), так и законный (имущество супругов делится судом поровну – на основании закона).

Добровольный раздел имущества может происходить в любое время – когда супругам заблагорассудится. Что же касается законного раздела, то для него установлены временные рамки.

Согласно статьи 38 Семейного кодекса РФ, для раздела супружеского имущества в суде определен срок исковой давности — три года.

Что это значит? Многие думают, что иск о разделе супружеского имущества нужно подать не позже чем через 3 года после развода. Но ведь бывает так, что разведенные мужчина и женщина продолжают пользоваться нажитым в браке имуществом и после развода. Иногда такое положение вещей затягивается на долгие годы. Значит ли это, что в таких случаях раздел имущества через суд становится невозможен?

В семейном законодательстве нет прямого указания на момент отчета срока. Зато гражданское законодательство дает конкретный ответ на этот вопрос. Так, пункт 1 статьи 200 ГК РФ определяет, что срок исковой давности начинает отсчет вовсе не с момента развода. Отправной точкой отсчета является момент, когда один из совладельцев имущества узнал о нарушении имущественных прав.

Это значит, что до тех пор, пока имущественные права совладельцев не нарушаются, оснований для подачи иска о разделе имущества нет, срок давности не исчисляется. Как только имущественное право одного из супругов-совладельцев нарушается, в его распоряжении имеется 3 года для подачи иска о разделе имущества.

Например. Супруги развелись через суд, но вопрос раздела имущества во время бракоразводного процесса не поднимали. Они условились о том, что загородный дом и автомобиль остается в распоряжении жены и детей, а мужу достается городская квартира. Спустя 4 года после развода мужчине потребовался автомобиль, находившийся в пользовании бывшей жены. Но выяснилось, что она недавно его продала, а вырученную сумму потратила на отдых. Хотя после развода прошло уже 4 года, имущественные права бывшего мужа нарушились только теперь. Он имеет право подать иск о разделе имущества в течении 3 лет с того момента, как узнал об этом нарушении.

Восстановление пропущенного срока исковой давности

А что, если один из супругов знал, что его имущественные права нарушены, но ничего не предпринимал на протяжении срока давности? Если трехлетний срок давности истек, добиться справедливого раздела супружеского имущества будет сложно. Но возможно! Суд может восстановить пропущенный срок давности, при условии, что пропуск произошел по уважительной причине.

Суд может признать уважительными причинами следующие:

• Состояние здоровья (заболевание или лечение, из-за которого истец не мог обратиться в суд, подтвержденное медицинской справкой);
  • Личные обстоятельства (например, переезд на новое место жительства, лишение свободы, несение воинской службы, рабочая командировка);
  • Семейные обстоятельства (рождение ребенка, уход за больным родственником, смерть близкого родственника).

Суд может счесть уважительными причинами и другие обстоятельства, которые могли воспрепятствовать своевременному обращению с иском (например, незнание законодательства, не владение русским языком). Каждый случай рассматривается индивидуально.

Обстоятельства, послужившие уважительной причиной для пропуска срока давности, должны были иметь место на протяжении всего срока давности или хотя бы последние полгода до его окончания.

Для восстановления пропущенного срока нужно подать соответствующее исковое заявление, в котором указать, когда стало известно о нарушении имущественных прав и по какой причине срок обращения в суд был пропущен. К иску нужно приложить документы, подтверждающие уважительную причину пропуска срока (медицинскую справку, свидетельство о рождении или смерти, решение суда о лишении свободы, военный билет и так далее). Если суд сочтет причину уважительной, он восстановит пропущенный срок.

Срок рассмотрения искового заявления о разделе имущества

Сколько длится судебный процесс по разделу супружеского имущества?

С момента подачи иска до момента вынесения судебного решения пройдет не менее 2 месяцев. Как правило, процесс рассмотрения дела затягивается на 2-6 недель – судебные заседания часто переносятся.

Решение суда оформляется и выдается сторонам спустя неделю после принятия. В течении одного месяца стороны могут оспорить его, подав апелляционную жалобу. Если этого не происходит, решение суда вступает в законную силу.