Имеет ли право опекун на наследство опекаемого

Вопросы опеки и попечительства детально урегулированы законодательством РФ. Это обеспечивает защиту прав самых уязвимых граждан — недееспособных (ограниченно дееспособных) и несовершеннолетних.

Но если с правами тех, кто под опекой, все более-менее ясно, возникает много вопросов относительно прав опекунов и попечителей. Самый актуальный вопрос – имеют ли право опекуны (попечители) на имущество опекаемого (подопечного)? Включает ли их закон в число наследников? Ведь обязанности опеки и попечения берут на себя не только близкие родственники, но и посторонние люди.

Права опекунов (попечителей) на имущество опекаемых (подопечных)

Все права и обязанности лиц, назначенных опекунами и попечителями предусмотрены в Гражданском кодексе РФ (статьи 31-40) и ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве».

В пункте 1 статьи 17 ФЗ сказано, что ни опекуны (попечители), ни опекаемые (подопечные) не имеют никаких прав на имущество друг друга. Исключение составляет право бесплатного пользования имуществом с согласия владельца или с разрешения органа опеки и попечительства.

Кроме того, в обоих законодательных актах (пункт 1 статьи 21 ФЗ РФ и пункт 2 статьи 37 ГК РФ) предусмотрено, что без разрешения органа опеки и попечительства опекун не может совершать сделки (а попечитель – давать разрешение на совершение сделок) об отчуждении имущества подопечного (дарение, продажа, обмен), о сдаче в аренду, о передаче под залог, о разделе.

В части 3 статьи 37 ГК РФ закон лишает опекунов (попечителей) права заключать сделки с опекаемыми (подопечными) за исключением передачи последним имущества в дар или бесплатное пользование.

Эти положения закона указывают на то, что имущество опекаемого (подопечного), в том числе, полученное последним по наследству, не может перейти в собственность опекуна (попечителя) и третьих лиц, без разрешения органа опеки и попечительства.

Но прямого указания на возможность или невозможность наследования – в законе нет. Какие же шансы у опекуна (попечителя) на наследство после смерти опекаемого (подопечного)?

Опекун (попечитель) и наследство

Как известно, наследование возможно по двум основаниям — по завещанию и по закону. Рассмотрим, может ли опекун (попечитель) быть наследником по одному из оснований.

По завещанию

Да, опекун (попечитель) может стать наследником по завещанию после смерти опекаемого (попечителя). НО! Только если завещание в его пользу было составлено совершеннолетним лицом до момента признания его недееспособным (ограниченно дееспособным). Ведь, как мы знаем, завещание, составленное несовершеннолетними и недееспособными лицами – недействительно. И даже законный представитель не имеет права составлять завещание от имени опекаемого (подопечного).

Опекун (попечитель) может составить завещание в пользу опекаемого (подопечного), вследствие чего последний унаследует его имущество.

По закону

Закон предусматривает 7 очередей законных наследников, являющихся родственниками умершего. Если опекун (попечитель) не является родственником опекаемого (подопечного) и не относится ни к одной из семи очередей, он не может претендовать на наследство по закону. Факт оформления опекунства (попечительства) не дает никаких наследственных прав.

Зато у опекаемого (подопечного) есть шанс стать наследником после смерти опекуна (попечителя). К законным наследникам приравниваются лица, которые находились на иждивении умершего и/или проживали вместе с ним не менее 1 года до его смерти (согласно статьям 1142-1148 ГК РФ). Опекаемые (подопечные), которые являлись иждивенцами опекуна (попечителя), наследуют одновременно с законными наследниками.

Исключение

Надо сказать, что часть наследства после смерти опекаемого (подопечного) все же можно получить. Если опекун (попечитель) понес определенные расходы на управление наследственным имуществом, он имеет право на возмещение этих расходов. Расходы возмещаются органом опеки и попечительства из средств умершего.

Итоги

Опекун (попечитель) не имеет никаких прав на имущество опекаемого (подопечного) и не может совершать сделок с этим имуществом без разрешения органа опеки и попечительства.

К числу наследников по закону опекун (попечитель) не относится. Но он может быть наследником по завещанию, если опекаемым (подопечным) было составлено завещание в его пользу — в совершеннолетнем возрасте и полной дееспособности.

Стало быть, даже если под опекой (попечительством) пребывает совершенно одинокий человек, после его смерти опекун (попечитель) не может претендовать на наследство. Оно перейдет в собственность государства или муниципалитета.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars Оценок 1