Через какое время вступают в наследство?

В практике нотариусов часто возникают случаи несвоевременного обращения за наследством. Родственники умершего вовсе не нарочно задерживаются с обращением в нотариальную контору – они просто не осведомлены о сроках вступления в наследство.

Многие знают, что для наследования установлен срок 6 месяцев. Однако некоторые наследники думают, что обращаться в нотариальную контору нужно после истечения этого срока, а не на протяжении его. К сожалению эта ошибка может стоить им потери наследства.

Из вышесказанного следует, что знать и соблюдать время наследования — просто необходимо.

Через сколько вступают в наследство?

Считается, что наследственное имущество принадлежит наследнику уже в момент его открытия, то есть в день смерти наследодателя. Но, разумеется, это не дает ему права распоряжаться унаследованным имуществом. Закон устанавливает, что право собственности подтверждается документом —  свидетельством о праве на наследство. А получить этот документ можно только после истечения 6-мсячного срока со дня смерти наследодателя.

Но это не значит, что нужно ждать истечения этого срока сложа руки, не предпринимая никаких действий! Наоборот, именно активные действия свидетельствуют о намерении вступить в наследство.

Итак, как уже упоминалось выше, срок вступления в наследство составляет 6 месяцев (согласно статье 1154 ГК РФ). Он начинает свой отсчет со дня смерти (или со дня признания умершим, если день смерти достоверно неизвестен) наследодателя.

На протяжении 6-месячного срока нужно совершить следующие действия:

1. Обратиться в нотариальную контору по последнему месту проживания наследодателя или по месту нахождения его имущества ;
  2. Подать нотариусу заявление, в котором будет выражено намерение вступить в наследство. Узнать, как правильно составить и подать заявление можно в статье «Заявление о вступлении в анследство (образец)»;
  3. Подготовить документы, которые необходимы для наследования. Полный перечень таких документов можно найти в статье «Какие документы нужны для вступления в наследство»;
  4. Заплатить госпошлину за выдачу Свидетельства;
  5. Получить Свидетельство – не раньше 6 месяцев со дня смерти наследодателя;
  6. Зарегистрировать право собственности на унаследованное имущество в государственных регистрационных органах.

Как становится понятно из вышесказанного, за полгода, отведенные для вступления в наследство, родственник умершего должен успеть многое. И лишь после того, как он подаст заявление, подготовит и предоставит нотариусу необходимые документы, оплатит госпошлину, он получит Свидетельство – документальное подтверждение своих наследственных прав.

Можно ли вступить в наследство раньше?

Выше упоминалось, что получить Свидетельство можно никак не раньше 6 месяцев. На протяжении этого срока нотариус оповещает наследников об открытии наследства и ожидает от них заявлений о вступлении или отказе. Свидетельство выдается всем наследникам одновременно. Поэтому случаи, когда один из наследников получает свое Свидетельство до истечения 6-месячного срока – недопустимы.

Однако из этого строгого правила тоже есть исключение. Нотариус может выдать наследнику свидетельство еще до истечения 6-месячного срока, если есть абсолютно достоверные сведения о том, что нет других наследников, имеющих право на это наследство.

Это в теории. Что же касается практики, то мало кто из нотариусов решится выдавать свидетельство раньше, ведь абсолютной уверенности в отсутствии других претендентов на наследство быть не может.

Например, умер мужчина, у которого был единственный сын. Ни жены, ни родителей, ни других детей у наследодателя не было. Значит, все наследство полагается сыну, поэтому он раньше времени получил соответствующий документ. Но, как выяснилось еще до истечения 6-месячного срока, наследодатель при жизни оставил завещание, о существовании которого сын не догадывался. В своем завещании отец указал еще одного наследника — сожительницу, которая имеет право на половину наследственного имущества. Преждевременно выданное свидетельство придется аннулировать, а вместо него — выдать наследникам другие.

Совсем другое дело, если новые наследники объявятся уже после истечения 6-месячного срока. В данном случае надо говорить уже о пропуске и восстановлении срока для наследования.

Если наследник не успел вступить в наследство

Предположим, родственник допустил распространенную ошибку и явился в нотариальную контору только тогда, когда выделенное для этого время уже вышло. Что делать? Можно ли вступить в наследство после 6 месяцев?

Закон предусматривает такую возможность. Получить наследство в случае пропуска срока можно двумя способами:

• Судебным
  • Внесудебным.

Судебный способ предполагает подачу в суд искового заявления о восстановлении пропущенного срока. Это возможно лишь в том случае, если пропуск срока произошел по уважительной причине – придется предъявить суду доказательства этой причины.

Например, наследник не мог своевременно обратиться к нотариусу в связи с тем, что тяжело болел и лечился в медицинском учреждении. Или пребывал в служебной командировке за пределами страны. Незнание о смерти родственника тоже может быть признано уважительной причиной. Ведь иногда члены большой семьи не проживают рядом, не поддерживают близкие отношения друг с другом.

Уведомление наследников об открытии наследства – обязанность нотариуса, поэтому от того, насколько ответственно он выполняет эту обязанность, зависит соблюдение сроков и своевременное вступление в наследство.

Внесудебный способ не требует обращения в суд и подготовки доказательной базы. Наследник может вступить в наследство после 6 месяцев, если вступившие наследники согласны перераспределить наследственное имущество – «поделиться» своими долями. В случае согласия они подают нотариусу соответствующее заявление, наследство делится заново, выданные ранее свидетельства аннулируются, вместо них выдаются новые.