Сроки выплаты алиментов работодателем

Взыскатель алиментов, получив «на руки» исполнительный документ, может самостоятельно решить:

• оставить документ без движения. Как правило, такое решение принимается в том случае, если между сторонами достигнута договоренность о добровольном выполнении обязательств без вмешательства сторонних должностных лиц. Взыскатель должен знать, что он может в любой момент инициировать исполнительное производство и принудительное взыскание выплат, если договоренность не будет выполняться;
  • направить исполнительный документ судебным приставам. Если плательщик алиментов не работает, работает непостоянно или не официально, получать выплаты через работодателя будет невозможно или затруднительно. Ведение дела поручается судебным приставам.
  • подать исполнительный документ руководителю организации, предприятия или учреждения, где работает плательщик. В таком случае вопрос расчета и перечисления алиментных выплат возлагается на бухгалтерию по месту работы плательщика.

Основания для перечисления алиментов

Чтобы начать расчет и перечисление денежных сумм из заработка работника, должно быть основание. Таким основанием является исполнительный документ, который поступает от работника-плательщика алиментов или получателя выплат.

Исполнительный документ – это:

• Исполнительный лист, который выдается судом на основании вынесенного решения
  • Судебный приказ;
  • Алиментное соглашение, составленное сторонами (плательщиком и получателем) и удостоверенное нотариально.
На основании одного из перечисленных выше документов (обязательно содержащего порядок расчета, сумму, способ и срок перечисления платежа) работодатель делает соответствующие расчеты и своевременные удержания из заработка работника, а за просрочку платежей – несет предусмотренную законом ответственность.

Порядок перечисления

Удержание алиментов из заработка работника происходит в таком порядке:

1. Получение исполнительного документа.
  2. Начисление заработной платы;
  3. Удержание НДФЛ из начисленной суммы;
  4. Расчет алиментов из оставшейся после вычета НДФЛ суммы;
  5. Перечисление алиментов получателю.

Срок перечисления алиментов

В законе не указано, в какой день недели или какого числа каждого месяца должны проводиться ежемесячные выплаты. Срок выплаты алиментов на содержание детей определен в статье 109 СК РФ – он составляет 3 рабочих дня со дня начисления работнику зарплаты (другого дохода), из которого должна быть удержана сумма алиментов.

Как показывает практика, чаще всего алименты перечисляются в день начисления и выдачи работникам заработной платы, и редко задерживаются – во избежание штрафов и пени.

Если третий день приходится на нерабочий день, обязательство должно быть исполнено в день, который следует за нерабочим днем. Исходя из этого, процедура перечисления выплат на содержание несовершеннолетних может занимать до 5 календарных дней (вместе с нерабочими днями) с момента начисления работнику заработной платы (или другого дохода). Также надо учитывать, что момент поступления средств получателю зависит не только от бухгалтера, но и от работы банковского или почтового отделения.

Аванс или зарплата

Согласно трудовому законодательству, заработная плата выплачивается дважды в месяц – в виде аванса и основной суммы. В связи с этим возникает вопрос – алименты также должны начисляться дважды в месяц? Или только один раз, при выплате заработной платы по итогам месяца?

Некоторые бухгалтеры придерживаются мнения, что алименты должны удерживаться дважды в месяц – сначала из аванса, потом из основной суммы. Это мнение не противоречит норме ст.109 СК РФ, согласно которой работодателю предоставляется 3 рабочих дня для выполнения алиментного обязательства работника.

С другой стороны, аванс и заработная плата – это единое вознаграждение, выплачиваемое работнику за выполнение работы на протяжении одного месяца. Аванс не является самостоятельным источником дохода. Поэтому вполне допустимо, и даже желательно, удерживать алименты один раз – из всей заработной платы (включая аванс), начисленной по итогам рабочего месяца.

Пример

Менеджер по продажам Логинов М. был обязан выплачивать алименты на содержание дочери в размере 25%. Судебный приказ был передан в бухгалтерию по месту работы Логинова М. для удержаний алиментов из заработной платы.

За сентябрь 2018 года Логинову были начислены выплаты и удержаны алименты:

04.09.2018 года. Начисление заработной платы за август 2018 года. Удержаны алименты в сумме 16500 рублей. Перечислены получателю 07.09.2018 года.

14.09.2018 года. Премия по результатам выполнения квартального плана в размере 10 000 рублей. Удержаны алименты в сумме 2500 рублей. Перечислены 17.09.2018 года.

В таком же порядке и в такой же срок алименты удерживаются из других доходов плательщика: отпускных, больничных, премий и т.д.

Срок перечисления алиментов после увольнения плательщика

Согласно трудового законодательства, в последний день работы уволенный (увольняющийся) получает последнюю заработную плату, с которой также удерживаются и перечисляются алименты.

Сроки выплаты алиментов аналогичен: три рабочих дня после начисления и выплаты заработной платы.

В течение трех дней после увольнения плательщика алиментов, бухгалтерия предприятия, учреждения или организации должна направить исполнительный документ получателю алиментов или судебному приставу. В сопроводительном письме должно быть указано, что работник, обязанный выплачивать алименты, уволен. На оборотной стороне исполнительного документа должны быть указаны суммы и даты всех удержаний из доходов алиментоплательщика - с подписью и печатью руководителя.

Что делать, если сроки перечислений нарушаются?

Получатели алиментов часто обращаются к юристам с вопросом: когда должны поступать алименты? Почему сроки перечислений нарушаются?

Случается, что работодатель алиментоплательщика допускает грубые нарушения норм закона и затягивает сроки выплаты заработной платы и перечисления алиментов — на несколько дней и даже несколько недель.

В этом случае получатель алиментов должен действовать так:

1. Подать письменный запрос на имя руководителя предприятия, учреждения или организации, где работает плательщик алиментов – с просьбой дать разъяснения относительно причин задержки выплат. Запрос должен быть зарегистрирован в книге входящей корреспонденции. Письменный ответ на запрос должен быть предоставлен в разумный срок (30 дней – согласно ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»). Отсутствие ответа – тоже ответ.
  2. Подать в ФССП заявление о нарушении сроков исполнения алиментного обязательства. Должностные лица ФССП проведут проверку работодателя, установят причину просрочек и привлекут к административной ответственности лиц, виновных в нарушении срока выплат. Бухгалтер или руководитель предприятия, организации, учреждения могут быть оштрафованы за невыполнение решения судебного органа.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Юрист. Специализируюсь на наследственном, семейном, жилищном праве.
Рейтинг автора
Написано статей