Максимальный процент алиментов от зарплаты

Мало кто из матерей, самостоятельно воспитывающих ребенка, может похвастаться высоким размером алиментов. Причина, которая лежит на поверхности — низкий уровень заработка в стране, скрытая причина, о которой, тем не менее, все знают и не говорят вслух – умышленное сокрытие или снижение родителями собственных доходов, чтобы платить как можно меньше.

Вообще, отношения между плательщиком и получателем алиментов отношения складываются по принципу «больше получить — меньше платить».

Поэтому обе стороны задают резонный вопрос: какой максимальный процент алиментов может быть удержан из заработка? Какие факторы влияют на повышение или понижение процентной ставки или фиксированной суммы алиментов? Ответы на эти вопросы Вы получите из данной статьи.

Законы, определяющие размер алиментов

Надо сказать, что минимальные и максимальные размеры алиментов не «с потолка берутся», а устанавливаются в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ. Таковыми являются:

• Семейный кодекс РФ от 29.12.95 – основной закон, регулирующий семейные отношения между родителями и детьми, в частности, правоотношения по оплате алиментов. В контексте темы данной статьи можно упомянуть статью 81 (о размере алиментов на несовершеннолетних детей, определяемом в судебном порядке), статью 83 (о определении размера в твердой денежной суммы алиментов), статью 103 (о размере алиментов, который родители определяют по алиментному соглашению).
  • ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.07 – Закон, регулирующий порядок принудительного выполнения судебных решений и добровольных соглашений сторон. Статья 99 устанавливает максимальный размер удержания алиментных выплат из заработной платы плательщика.

Максимальный размер алиментов

Немного забегая наперед, определим общее правило:

Максимальный размер алиментных платежей – 50% от заработка алиментоплательщика, а при наличии задолженности по алиментам - 70% до полного погашения долга.

Таким образом, в самом строгом случае, если отцу или матери приходится не только выплачивать алиментные платежи, но и погашать алиментную задолженность, после удержания из заработка до 70% в распоряжении родителя должно оставаться не менее 30% на собственное содержание.

А теперь, рассмотрим подробнее, каким может быть максимальный размер алиментов в зависимости от способа их начисления.

По решению суда — в процентах из заработной платы

Размер алиментов, назначаемых судом, может определяться в процентном отношении к заработной плате алиментоплательщика, если он постоянно работает и стабильно зарабатывает. Надо сказать, что данный способ начисления алиментов применяется только по отношению к несовершеннолетним детям алиментоплательщика.

Так, на одного ребенка полагается четверть (25%)от заработка, на двоих детей – треть (33%), на троих, четверых, пятерых и более – половина (50%).

Подробнее об этом Вы можете прочесть в статье «Сколько процентов от зарплаты составляют алименты»

Таким образом, мы видим ограничение, установленное судом – из заработка плательщика алиментов не может быть удержано более половины денежных средств, за исключением случая погашения алиментной задолженности, о котором было упомянуто выше.

Однако в судебной практике бывают исключительные случаи, когда суммарный размер алиментов на детей превышает установленное законом ограничение в половину заработка.

Например, отец по решению суда выплачивает алименты на двоих детей от первого брака в размере 33%. Спустя некоторое время вступает в силу другое решение суда, согласно которому на одного ребенка от второго брака тоже полагается выплачивать алименты в размере 25%. Таким образом, суммарный размер алиментов составляет 58%, что превышает определенный законом максимум. В данном случае отцу следует обратиться в суд с иском об уменьшении размера алиментов.

Как это сделать? Вы узнаете из статьи «Алименты на второго, третьего ребенка во втором браке»

По решению суда — в постоянной (фиксированной) денежной сумме

По ряду причин, среди которых – непостоянные заработки, получение заработной платы в натуральной форме или иностранной валюте, суд может назначить алиментные выплаты не в процентах, а в постоянной денежной сумме. Надо сказать, что на сегодняшний день – это наиболее распространенная форма начисления алиментов в связи с распространенным у наших сограждан статусом «официально не трудоустроен».

Каким может быть максимальный размер фиксированной суммы? В законе он не определен. В каждом случае суд принимает решение сугубо индивидуально, ориентируясь на материальное (например, уровень дохода, наличие кредитных обязательств, содержание иждивенцев) и семейное (количество детей), социальное (жилищно-бытовые условия, состояние здоровья) положение родителей. Не менее, а может даже более важным фактором при определении размера алиментных выплат являются потребности ребенка. Таким образом, судом учитываются все обстоятельства, заслуживающие внимания.

Подробнее о том, в каком порядке и размере назначаются алименты в фиксированной сумме, Вы можете прочесть в статье «Алименты на ребенка в твердой денежной сумме на 2018 год».

Особенность начисления алиментов в постоянной сумме – возможность обращения в суд с иском о пересмотре суммы в сторону повышения или понижения в связи с изменившимся семейным, материальным, социальным положением плательщика.

Этой теме посвящена статья «Исковое заявление об изменении размера алиментов (образец)».

По алиментному соглашению, добровольно составленному сторонами

Алименты могут назначаться не судебным учреждением, а самими родителями, и в этом случае, надо сказать, что максимальных границ для размера денежных платежей нет.

Размер, как и способ перечисления алиментов, может быть установлен абсолютно любой, главное, чтобы он не оказался ниже того, что предусмотрен законом для обеспечения потребностей ребенка, но при этом не был слишком высоким и не нарушал права родителя-плательщика.

Главное условие: соглашение, достигнутое родителями, должно быть оформлено в письменной форме и удостоверено нотариусом. Тогда документ будет иметь юридическую силу, приравнивающуюся к судебному решению, и, в случае невыполнения добровольно – может быть выполнен принудительно через судебных приставов.

Подробнее о порядке составления добровольного родительского соглашения (с образцом для скачивания) – читайте в статье «Мировое соглашение об уплате алиментов на ребенка».

Факторы, влияющие на размер алиментов

Таким образом, мы видим, что максимальной суммы алиментов, которую можно считать верхней границей, закон не устанавливает.

Как процентная ставка от заработной платы (в большинстве случаев речь идет о небольшой «белой» заработной плате, от которой не жалко удержать и 50%), так и фиксированная сумма, которая должна быть кратна прожиточному минимуму (это значит, что она может составлять 0,1 ПМ, а может — несколько ПМ) — являются только ориентиром для суда.

Окончательная сумма алиментов устанавливается судом на основе всех обстоятельств, детально рассмотренных в судебном заседании.

Такими обстоятельствами могут быть:

1. Семейное положение сторон

Например, у плательщика алиментов есть другие иждивенцы, например, беременная жена, ребенок, рожденный у другой жены, а также жена с ребенком от рождения до 3 лет, пожилые родители. Все эти обстоятельства также учитываются судом при назначении суммы алиментных выплат.

1. Состояние здоровья сторон

Например, плательщик алиментов, ставший инвалидом и потерявший прежнюю работу, не может выплачивать алименты в том же размере, что при полноценном состоянии здоровья, следовательно, может просить суд о снижении размера алиментных выплат.

1. Повышение или понижение уровня дохода сторон
Например, доходы плательщика алиментов очень высоки, следовательно, начисляемые в процентном отношении к доходам алименты превышают разумный уровень денежного обеспечения ребенка. В таком случае, процентная ставка по алиментам может быть ниже стандартной.

С другой стороны, получатель алиментов может просить суд о повышении размера алиментных выплат, если потребности ребенка возросли (например, в связи с болезнью, поступлением в вуз), а материальное положение осталось прежним и не позволяет покрыть необходимые расходы.

1. Наличие у несовершеннолетнего ребенка собственного дохода

Например, несовершеннолетний ребенок, на которого выплачиваются алименты, является владельцем недвижимости, сдающейся в аренду, или крупной денежной суммы на депозитном счету, с которого снимает начисленные проценты. В таком случае размер алиментов тоже может быть снижен.

Эти и другие обстоятельства обязательно учитываются судом – при первоначальном рассмотрении дела о выплате алиментов, а также при повторном обращении плательщика или получателя с иском о повышении или понижении суммы.