Доверенность на оформление наследства

Оформление наследства – процедура длительная и трудоемкая, требующая определенных юридических знаний, готовности регулярно посещать разные государственные учреждения, писать заявления и собирать документы. К этому следует добавить, что открытие наследства часто происходит непредвиденно… А сроки для наследования – ограничены.

Далеко не каждый наследник может уделять необходимое количество времени, прилагать усилия, принимать решения, разбираться в юридических тонкостях. Поэтому законом предусмотрена возможность привлечения к процедуре наследования доверенного лица, которое будет действовать от имени наследника согласно специальному документу – доверенности.

Закон о доверенности

В законодательстве имеются достаточно подробные требования относительно формы и содержания такого документа, как доверенность. Нарушение требований закона приведет к недействительности документа и невозможности совершить действия, которые ожидает доверитель от поверенного.

Главный законодательный акт, регулирующий вопросы оформления доверенности – Гражданский кодекс РФ, в частности, статьи 182 (о представительстве по доверенности), 185-187 (о условиях доверенности), 1153 (о способах принятия наследства, в том числе, по доверенности).

В Налоговом кодексе РФ имеются указания о размерах государственной пошлины за нотариальное удостоверение документа (статья 333.24). В основах законодательства «О нотариате» предусмотрены требования к порядку нотариального заверения документов, в том числе, доверенностей.

Доверенность на оформление наследства

Доверенность на оформление наследства – официальный документ, подтверждающий полномочия доверенного лица на выполнение предусмотренных законом процедур по оформлению наследства от имени наследника.

Кем составляется

Любой гражданин, обладающий правами наследования, но не имеющий возможности или не желающий лично заниматься оформлением наследства, может передать эти полномочия доверенному лицу, составив соответствующую доверенность.

Законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители) несовершеннолетних и недееспособных наследников могут составить доверенность от имени своего подопечного с согласия органа опеки и попечительства.

Кому выдается

Доверитель сам может выбрать лицо, которому он доверяет оформление наследства. Это может быть родственник, друг, постороннее лицо (например, юрист), который согласен совершать предусмотренные законом действия в интересах доверителя.

Единственное требование, которое предъявляется к поверенному – совершеннолетие и дееспособность, иначе сделка будет недействительной, а все совершенные действия – незаконными.

Виды доверенностей. Какую выбрать?

Отличают три вида доверенностей:

• Разовая – наделяет доверенное лицо полномочиями на выполнение одного действия. Например, посетить нотариальную контору и подать заявление о принятии наследства – от имени доверителя, если он не может сделать этого лично в силу каких-либо причин;
  • Специальная – предусматривает выполнение нескольких однообразных действий на протяжении указанного промежутка времени. Например, представлять интересы доверителя в суде, участвовать в судебных заседаниях, подавать ходатайства, жалобы, заявления и т.д.;
  • Генеральная – наделяет доверенное лицо широким кругом полномочий на выполнение действий в интересах доверителя на протяжении указанного временного промежутка. Например, обращение от имени доверителя в государственные органы, нотариальные конторы, суды, подача и получение документов, оплата счетов.

Надо сказать, что чаще всего практикуется оформление генеральной доверенности на ведение наследственного дела, поскольку этот документ позволяет поверенному наиболее продуктивно и беспрепятственно действовать в интересах доверителя.

Права и обязанности доверенного лица

Обладатель доверенности на оформление наследства приобретает следующие права и обязанности:

• Подавать заявление о принятии наследства;
  • Представлять интересы доверителя в нотариальной конторе, государственных органах, суде;
  • Подавать запросы, заявления, ходатайства;
  • Получать справки, выписки, дубликаты, свидетельства (в том числе, свидетельство о праве на наследство и свидетельство о праве собственности);
  • Ставить подпись на документах вместо доверителя;
  • Оплачивать счета, сборы, пошлины.
  • Другие права и обязанности в рамках закона.

Срок действия

Доверенное лицо приобретает права и обязанности не на навсегда, а на определенный срок (до трех лет). Этот срок обязательно должен быть указан в документе, иначе он не будет действителен.

Кроме того, в доверенности могут быть указаны другие основания для прекращения (согласно статьи 188 ГК РФ):

• Отзыв доверенности доверителем;
  • Отказ поверенного от выполнения возложенных на него прав и обязанностей;
  • Смерть, признание недееспособным или ограниченно дееспособным – как доверителя, так и доверенного лица.

Передоверие

В законодательстве (статья 187) предусмотрена возможность доверенного лица перепоручить права и обязанности по доверенности – третьему лицу.

Реализовать эту возможность можно путем составления доверенности передоверия. Для этого необходимо обратиться к нотариусу, предоставить основную доверенность и документы, подтверждающие уважительные причины для невыполнения прав и обязанностей. Доверитель обязательно должен быть извещен о передоверии.

Ответственность за выполнение третьим лицом прав и обязанностей по-прежнему лежит на первоначальном поверенном.

Порядок оформления доверенности

В законодательстве нет строгих требований относительно формы и содержания доверенности – она может составляться в свободной форме. Однако при составлении документа нужно придерживаться общепринятых правил документооборота.

Чтобы доверенность была законной и действительной, она должна быть составлена в письменной форме на специальном бланке, подписана собственноручно доверителем, удостоверена нотариусом. Текст должен быть четким и понятным, без сокращений и исправления, во избежание разночтений, споров и недоразумений.

Документ должен содержать следующие сведения:

• Дата и место составления;
  • Сведения о доверителе – Ф.И.О., дата рождения, адрес, паспортные данные;
  • Сведения о доверенном лице — Ф.И.О., дата рождения, адрес, паспортные данные;
  • Перечень полномочий по ведению наследственного дела от имени наследника;
  • Перечень наследственного имущества;
  • Подпись доверителя;
  • Удостоверительную надпись, подпись и печать нотариуса.

Оформить доверенность можно у любого нотариуса, независимо о места проживания и места нахождения наследственного имущества.

Удостоверительная надпись нотариуса содержит сведения о личности доверителя, о взыскании государственной пошлины, регистрационный номер документа, подпись и печать нотариуса.

Прилагаемые документы

Для оформления доверенности необходимо предоставить нотариусу следующие документы:

• Паспорта (доверителя и поверенного);
  • Свидетельство о смерти;
  • Завещание или документы, подтверждающие родственную связь с умершим;
  • Документы на наследственное имущество (правоустанавливающие и регистрационные);

При необходимости нотариус может потребовать другие документы, например, разрешение органа опеки и попечительство, если доверенность составляется от имени несовершеннолетнего или недееспособного.

Стоимость доверенности

Один из самых актуальных вопросов – стоимость нотариальной услуги оформления доверенности на ведение наследственного дела.

Размер государственной пошлины, которая взимается нотариусом за оформление доверенности, предусмотрен Налоговым кодексом РФ (статья 333.24).

В 2017 году за нотариальное удостоверение доверенности, равно как и за нотариальное удостоверение доверенности в порядке передоверия взимается госпошлина в размере 200 рублей.