Сроки оформления наследства после смерти

Если бы у наследников было неограниченное количество времени для наследования, этот процесс был бы беспорядочен и неконтролируем. К тому же, это нарушало бы права остальных наследников, терпеливо ожидающих своей очереди.

Но в законодательстве (в Гражданском Кодексе РФ) четко установлены четкие сроки наследования – чтобы урегулировать процесс дисциплинировать его участников.

Наследство должно быть оформлено на протяжении 6 месяцев после открытия.

Как исчисляется этот временной промежуток? Какие действия должны быть совершены? И каковы последствия его пропуска? Ответы на эти вопросы ищите в статье.

Начало

Открытие наследства происходит в день смерти наследодателя. А отсчет шестимесячного срока, на протяжении которого должно произойти оформление наследственных прав и обязанностей, начинается на следующий день после смерти.

Началом отсчета может послужить не только день смерти. Например, день принятия судебного решения о признании наследодателя умершим. Или день отказа наследника предыдущей очереди от наследования.

Окончание

Оформить наследство можно до 24 часов последнего дня 6-месячного срока. Если необходимые процедуры производятся с помощью услуг органа или организации (например, нотариальной конторы), это должно произойти не позже чем через час после закрытия данного органа или организации.

Если последний день 6-месячного срока приходится на выходной или праздничный день, он переносится на следующий рабочий день.

Оформление наследства

На протяжении 6 месяцев необходимо выполнить следующие действия:

Пропуск срока по уважительным причинам

Бывает так, что наследник пропустил установленный законом промежуток времени. Возможно ли его восстановить, чтобы все-таки оформить наследство?

Такая возможность предусмотрена. Для этого нужно обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением – о восстановлении пропущенного срока. В исковом заявлении нужно указать, какие обстоятельства послужили причиной опоздания (например, лечение в стационарном медицинском учреждении, пребывание за границей, незнание о смерти наследодателя). Если суд сочтет указанные причины уважительными, он продлит пропущенный срок.

Подробнее об этом читайте в статье «Как вступить в наследство после 6 месяцев».

Можно ли оформить наследство после истечения 6 месяцев?

Если суд откажет в удовлетворении иска о продлении срока, есть другие способы вступить в свои наследственные права и обязанности:

Переход права наследования после окончания срока

Если наследники, имеющие преимущественное право для наследования, не реализовали это право по причине пропуска 6-месячного срокаправо наследования переходит к другим наследникам. Для этого им отводится всего 3 месяца – с момента окончания предыдущего срока (при необходимости — может быть добавлено еще 3 месяца).

Если же переход права наследования произошел по другим причинам (лишение наследства, отказ от наследования, смерть), в распоряжении следующих наследников будет также 6 месяцев.