Отказ от наследства после его принятия

Иногда наследство является не ценным приобретением, а ненужным, невыгодным или обременительным. Наследник вовсе не обязан его принимать — закон наделяет правом отказаться.

Но право отказаться от наследства может быть реализовано только на предусмотренных законом условиях. Прежде всего эти условия касаются срока, на протяжении которого может быть заявлен отказ. Еще одно важное условие – невозможность «передумать», то есть сначала принять наследство, а потом отказаться от него, или наоборот.

Впрочем, если соблюдено условие срока, отказаться можно и после принятия наследства. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Срок для принятия или отказа

Для того чтобы принять или отказаться от наследства, законом предусмотрен один и тот же срок – полгода со дня смерти (или признания умершим) наследодателя. На протяжении этого срока и нужно определиться. А определившись – подавать соответствующее заявление нотариусу.

Отказ — действие бесповоротное. Если наследник подал заявление об отказе от наследства, он утрачивает право принять его в дальнейшем.

Зато если наследник принял наследство, подав нотариусу соответствующее заявление или завладев наследственным имуществом фактически, он еще может от него отказаться – пока не истек 6 месячный срок.

6-месячный срок, установленный законом для отказа – пресекательный. Это значит, что пропущенный срок не подлежит восстановлению, то есть, по прошествии 6 месяцев наследник уже не может отказаться от наследства. Единственное исключение из данного правила – своевременному обращению с заявлением к нотариусу препятствовали уважительные причины. Тогда можно восстановить пропущенный срок в суде, предъявив документальные доказательства уважительных причин.

Обратите внимание! Наследник может отказаться от наследства после его принятия – не важно, юридического или фактического принятия. Но! Только если еще не прошло 6 месяцев со дня смерти наследодателя. После истечения этого срока наследник считается принявшим наследство и утрачивает право на отказ от него.

Что нужно знать, отказываясь от наследства?

Отказаться можно в пользу любого из наследников — по завещанию или по закону. А можно и не указывать никого, кому достанется «отказная» доля — тогда она будет распределена между наследниками в соответствии с их долями.

Подавать заявление об отказе нужно нотариусу по месту открытия наследства. Сделать это можно несколькими способами:

1. Посетив нотариальную контору;
  2. Отправив почтой заявление (с нотариально заверенной подписью наследника);
  3. Передав заявление (с нотариально заверенной подписью наследника) доверенным лицом, в доверенности которого предусмотрено соответствующее полномочие.

Заявить отказ может только совершеннолетнее лицо с полной дееспособностью. Несовершеннолетние и недееспособные наследники могут отказаться только в том случае, если на это будет получено разрешение органа опеки и попечительства.

Отказ от наследства – это односторонний договор, который должен заключаться в строгом соответствии с нормами закона о договорах. Если нормы закона будут нарушены (например, отказ будет заявлен недееспособным лицом, под угрозами, насилием, обманом или заблуждением, без нотариального удостоверения), он может быть оспорен и признан недействительным.

Нельзя отказаться только от части наследственного имущества. Возможно либо полное принятие, либо полный отказ. За исключением случаев, когда наследование происходит по нескольким основаниям (по завещанию, по закону) – тогда можно отдельно принимать или отказываться от разных частей.

• Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Поэтому для вас работают бесплатные эксперты-консультанты! Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!